Красивые камни влекут и чаруют,
Их хочется видеть, рукой осязать,
На солнце сверкают, горят, торжествуют,
Как будто о многом хотят рассказать...
Поведать спешат о Небесном чертоге,
О граде, что Бог приготовил для нас,
О светлых вратах и столбах, и пороге...
О храме, который есть - Агнец наш, Спас...
Смотрите на камни... летите душою
Туда, где нет ночи, нет горя и слёз,
Пусть радость наполнит вас чистой волною,
И Бог проведёт мимо бури и гроз...
А.Назаренко
Драгоценные камни привлекали человека и использовались в качестве украшений, подарков, показателя богатства и статуса с древних времен.
Письменное доказательство этому - частое упоминание их в Библии.
Благородные камни служили ценными трофеями во время завоеваний:
"И взял Давид венец царя их с головы его, – а в нем было золота талант и драгоценный камень.."
(2-я книга царств. О завоевании Давидом Раввы Аммонитской)
Царица Савская, когда, прослышав о мудрости царя Соломона, поехала увидеть его, то:
"...пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством:
верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями..."
(3-я книга Царств).
Их использовали для пополнения казны. Их упоминали, когда хотели сказать о величине богатства и славы человека:
"И было у Езекии богатства и славы весьма много, и хранилище он сделал у себя для серебра и золота, и камней драгоценных ... "
(2-я книга Паралипоменон)
В книге Иудифи, когда она пришла к вождю войска Ассириян то пред ней предстала такая картина:
"Олоферн отдыхал на своей постели за занавесом, украшенным пурпуром, золотом, изумрудом и драгоценными камнями..."
Благородными камнями украшались наиболее ценные вещи, их использовали в священных вещах,
в элементах храма и в предметах, применяемых при священнодействиях:
"Для красоты Соломон обложил храм драгоценными камнями..."
(2-я книга Паралипоменон)
Ониксы, к примеру, Моисею было велено использовать в ефоде священника ( с начертанными на них именами сынов израильских).
И там же далее, касательно изготовления наперстника:
"и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, – это один ряд;
второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз;
третий ряд: яхонт, агат и аметист;
четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они."
В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, при поучении премудрости Божьей использовались такие сравнения, с участием
названий драгоценных камней:
"Что рубиновая печать в золотом украшении, то благозвучие музыки в пиру за вином;
что смарагдовая печать в золотой оправе, то приятность песней за вкусным вином."
Когда в книге Иова восхваляется премудрость Божия, то ее ценность сравнивается с благородными камнями:
"не оценивается она золотом Офирским, ни драгоценным ониксом, ни сапфиром;
не равняется с нею золото и кристалл, и не выменяешь ее на сосуды из чистого золота.
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов.
Не равняется с нею топаз Ефиопский; чистым золотом не оценивается она. "
В Песнь Песни Соломона девушка дает такие сравнения при описании своего возлюбленного:
"руки его – золотые кругляки, усаженные топазами; живот его – как изваяние из слоновой кости, обложенное сапфирами;"
Присутствовали они и в описании небесного града, привидевшегося Иоанну Богослову:
"Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.
Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины."
Не все древние названия камней легко ассоциируются с современными, но в целом факт остается фактом - драгоценные камни играли настолько важную роль в жизни человека, что упоминания о них, пронизывают Библию с самых ранних времен - откровений Моисея и до книг Нового Завета.