Легенда о боге Луны
  (отрывок из  книги Уилки Коллинз. Лунный камень)  
Один из самых невероятных рассказов относится к желтому алмазу -  вещи,
знаменитой в отечественных летописях Индии.  
   Стариннейшее  из  преданий  гласит,  что  камень  этот   украшал   чело
четверорукого индийского бога Луны. Отчасти по  своему  особенному  цвету,
отчасти из-за легенды - будто камень этот подчиняется влиянию  украшаемого
им божества и блеск его увеличивается и  уменьшается  с  полнолунием  и  с
ущербом луны - он получил название, под которым и до сих  пор  известен  в
Индии, - Лунного камня. Я слышал,  что  подобное  суеверие  некогда  имело
место и в Древней Греции и в Риме,  относясь,  однако  же,  не  к  алмазу,
посвященному божеству (как в Индии), а  к  полупрозрачному  камню  низшего
разряда, подверженному влиянию луны и точно так же получившему от нее свое
название, под которым он и доныне известен минералогам нашего времени.  
   Приключения  желтого  алмаза  начинаются   с   одиннадцатого   столетия
христианской эры.  
   В ту эпоху магометанский завоеватель  Махмуд  Газни  вторгся  в  Индию,
овладел священным городом Сомнаут и захватил сокровища знаменитого  храма,
несколько столетий привлекавшего  индийских  богомольцев  и  почитавшегося
чудом Востока.  
   Из всех божеств, которым поклонялись в этом храме, один бог Луны  избег
алчности   магометанских   победителей.   Охраняемый   тремя    браминами,
неприкосновенный идол с желтым алмазом  во  лбу  был  перевезен  ночью  во
второй по значению священный город Индии - Бенарес.  
   Там, в новом капище - в чертоге, украшенном драгоценными каменьями, под
сводами, покоящимися на золотых колоннах, был помещен  бог  Луны,  ставший
вновь  предметом  поклонения.  В  ночь,  когда  капище   было   достроено,
Вишну-зиждитель явился будто бы во сне  трем  браминам.  Он  вдохнул  свое
дыхание в алмаз, украшавший чело идола, и брамины пали перед ним на колена
и закрыли лицо одеждой. Вишну повелел, чтобы Лунный камень охранялся тремя
жрецами день  и  ночь,  до  скончания  века.  Брамины  преклонились  перед
божественной волей. Вишну предсказал  несчастье  тому  дерзновенному,  кто
осмелится завладеть священным камнем,  и  всем  его  потомкам,  к  которым
камень перейдет после него. Брамины велели записать  это  предсказание  на
вратах святилища золотыми буквами.  
   Век проходил за веком,  и  из  поколения  в  поколение  преемники  трех
браминов день и ночь охраняли драгоценный Лунный камень. Век  проходил  за
веком, пока в начале восемнадцатого столетия христианской эры не воцарился
Аурангзеб, монгольский император. По его приказу храмы  поклонников  Брамы
были  снова  преданы  грабежу  и  разорению,  капище  четверорукого   бога
осквернено умерщвлением священных животных,  идолы  разбиты  на  куски,  а
Лунный камень похищен одним из военачальников Аурангзеба.  
   Не будучи в состоянии возвратить свое потерянное сокровище  силой,  три
жреца-хранителя, переодевшись, следили за ним.  Одно  поколение  сменялось
другим; воин, совершивший  святотатство,  погиб  ужасной  смертью;  Лунный
камень  переходил,  принося  с  собой  проклятье,  от  одного  незаконного
владельца к другому, и, несмотря на все случайности и перемены,  преемники
трех жрецов-хранителей продолжали следить за своим сокровищем, в  ожидании
того дня, когда воля Вишну-зиждителя возвратит им их священный камень. Так
продолжалось до последнего года восемнадцатого столетия. Алмаз перешел  во
владение  Типпу,  серингапатамского  султана,  который  вставил  его,  как
украшение,  в  рукоятку  своего  кинжала  и  хранил  среди  драгоценнейших
сокровищ своей оружейной палаты. Даже тогда - в самом дворце султана - три
жреца-хранителя тайно продолжали охранять алмаз. В свите Типпу  находились
три чужеземца, заслужившие доверие своего властелина, перейдя (может быть,
притворно) в магометанскую веру;  по  слухам,  это-то   и  были  переодетые
жрецы.